RU EN

Различные виды анестезий у детей с использованием ксенона

С тех пор, как был открыт ксенон, прошло уже более ста лет, но в качестве анестетика он был применен впервые в 1951 году. Эта дата считается днем рождения ксеноновой анестезии. Тем не менее широкого распространения данный вид наркоза не приобрел по экономическим причинам. Получение ксенона было в те времена весьма трудоемким и дорогостоящим процессом. На рубеже 80-х — 90-х годов прошлого века интерес к низкопоточной анестезии и ксенону возник снова, так как появилось более совершенное наркозно-дыхательное оборудование.

С 1999 года ксенон официально разрешен к применению в Российской Федерации как средство наркоза для взрослых. В 2010 году Министерство здравоохранения и социального развития РФ разрешило провести клинические испытания ксенона в качестве анестетика для детской хирургии. Целью данного исследования было проведение сравнительного анализа различных видов наркоза с использованием ксенона при общей анестезии у детей. Испытания были завершены в июне 2011 года.

Подготовка и ход клинических исследований

Для эксперимента были выбраны Екатеринбургская областная клиническая больница и Московский НИИ НДХиТ. В исследовании принимали участие 60 детей разного возраста — от года до 18 лет. В их числе было 18 девочек и 42 мальчика. Все они поступили в стационар для проведения планового хирургического лечения. При этом в исследование не включались дети с врожденными и приобретенными пороками сердца и другими серьезными патологиями.

Наркозный аппарат Draeger Primus.png

Рис. 1 Наркозный аппарат Draeger Primus

Виды хирургических операций с применением ксеноновой анестезии в числовом и процентном отношении распределились следующим образом:

  • урологические — 13 (21,7%);
  • торакальные — 5 (8,3%);
  • абдоминальные — 17 (28,3%);
  • нейрохирургические — 13 (21,7%);
  • реконструктивно-пластические — 7 (11,7%);
  • прочие — 5 (8,3%).

Анестезии выполнялись с применением наркозно-дыхательных аппаратов, адаптированных для работы с ксеноном. В процессе исследования осуществлялся контроль жизненно важных функций: ЧСС, ЧД, АД, индекс перфузии и BIS-индекс. Выполнялись также клинические анализы крови. Обработка результатов проводилась по стандартным математическим рассчетам.

Результаты исследования

При проведении клинических испытаний за основу были взяты методики выполнения анестезий ксеноном у взрослых. В ходе исследования были опробованы все известные виды наркоза, применяемые в детской анестезиологии:

  • эндотрахеальная — в 48 случаях;
  • ларингомасочная — в 9 случаях;
  • масочная — в 3 случаях.

Продолжительность масочной анестезии составила в среднем 44 минуты (плюс-минус 18 минут). При этом данный вид наркоза оказался наиболее затратным по расходу ксенона. Это обусловлено тем, что в отличие от ларингомасочной и эндотрахеальной анестезий, создать полную герметичность контура при масочной анестезии невозможно.

Ларингомасочные анестезии длились в среднем 56 минут (плюс-минус 20 минут). Данный вид наркоза требовал ксенона на 24% меньше, чем при классической масочной анестезии. Что касается расхода ксенона при ларингомасочных наркозах, то он оказался на 29% выше, чем при эндотрахеальных анестезиях, которые занимали по времени в среднем 118 минут (плюс-минус 54 минуты).

Таким образом, расход ксенона при эндотрахеальных анестезиях имел наименьший показатель, что объясняется наилучшей герметичностью дыхательного контура по отношению к двум другим видам наркоза. К тому же, расход ксенона при анестезии связан с ее длительностью: чем больше времени она занимает, тем меньше требуется газа в пересчете на час времени.

Результаты исследований в части расхода ксенона при проведении анестезии у детей совпали с аналогичными данными, полученными в ходе исследований, которые проводились с участием взрослых пациентов, и показали, что наименьший расход ксенона требуют ларингомасочная и эндотрахеальная анестезии.

Особенности разных видов анестезий с применением ксенона

Анестезии ксеноном при классическом масочном наркозе проводились с использованием лицевых масок, которые обеспечивали хорошую герметичность дыхательного контура, то есть подбирался оптимальный размер маски для каждого ребенка, участвующего в эксперименте.

При масочной анестезии период индукции/дентирогенизации включал лишь денитрогенизацию. Она выполнялась потоком чистого кислорода по полуоткрытому контуру. Индукция ксеноном в этот период отсутствовала, так как добиться необходимой концентрации без предварительной денитрогенизации невозможно. Процесс денитрогенизации занял по времени в среднем 6 минут (плюс-минус 1 минута).

Период насыщения выполнялся по полузакрытому контуру. При этом показатель газовой смеси в два раза превышал показатель минутной вентиляции и составлял примерно 3 л в минуту. Концентрация ксенона и кислорода устанавливалась в соотношении 7:3 соответственно. Клапан разгерметизации подключали к адсорберу с целью сбора выдыхаемого ксенона и его последующей переработки. Время насыщения ксеноном до достижения нужной концентрации составляло в среднем 10 минут (плюс-минус 3 минуты). Затем начиналось хирургическое вмешательство.

Время действия анестезии обеспечивалось соотношением ксенона и кислорода в наркозно-дыхательной смеси. Иногда на этом этапе анестезии периодически приходилось увеличивать поток наркозно-дыхательной смеси. Причина — отсутствие полной герметичности контура, так как маска к лицу пациента прилегала не плотно, что приводило к разгерметизации контура и, как следствие, спаданию дыхательного мешка. При этом у 100% детей, которым применялась масочная моноанестезия ксеноном, наблюдалась недостаточность аналгезии. В результате появлялось учащенное дыхание, повышение артериального давления, тахикардия и снижение перфузионного индекса. Усиление аналгезии нивелировало отрицательные проявления, и операции успешно завершались.

За пять минут до окончания хирургического вмешательства подача газово-наркотической смеси прекращалась, чем обеспечивалось пробуждение больного. При этом одновременно увеличивалась подача кислорода. Когда концентрация ксенона в контуре становилась ниже 15%, ребенок приходил в сознание, открывал глаза и мог уже двигать конечностями. Период пробуждения, несмотря на небольшой возраст пациентов, проходил спокойно и никаких дополнительных мер (седации или обезболивания) не требовалось.

Эндотрахеальная и ларингомасочная анестезии с применением ксенона при проведении плановых операций в рамках клинических испытаний с участием детей были аналогичными. Разница была только в протекции дыхательных путей. При ларингомасочной анестезии использовалась ларингеальная маска, а при эндотрахеальной анестезии — эндотрахеальная интубационная маска. Индукция у взрослых больных и детей младше 5-ти лет осуществлялась с помощью ингаляционного анестетика севофлурана. Детям постарше вводили внутривенно диприван.

Выводы

1. Традиционная масочная анестезия ксеноном, осуществляемая через лицевую маску, применительно к детям не является перспективной, так как у нее длительная индукция и обеспечить герметичность контура в процессе анестезии практически невозможно. К тому же, данный вид анестезии требует большого расхода газа.

2. Эндотрахеальная и ларингомасочная анестезии с применением ксенона являются для детей оптимальными видами наркоза.


Почему стоит работать с нами?

Комплексные поставки медицинского оборудования и мед. изделий
Прямые контракты с производителями - поставки оборудования на оптимальных условиях
Устойчивое финансовое положение позволяет участвовать в торгах любого объема
Широкая номенклатура товаров - более 3000 наименований товара на складе
Спонсорская поддержка наших партнеров и агентов
Богатый международный опыт поставок - торговые представительства в 50 странах мира
Карьера в России и заграницей в международном медицинском холдинге

Связь со специалистом

Запросить цену

Заказать сервис

Отправить резюме

Подписаться на рассылку

Запросить коммерческое предложение